Содержание валеологической культуры ребенка
младшего дошкольного возраста (3–4 года)
Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие гигиенические и двигательные действия, радостно и доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, с интересом изучает себя, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, сложенная аккуратно одежда и т.д.). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие.
К этому возрасту ребенок обладает определенными валеологическими знаниями и умениями (см. табл. 1).
Таблица 1
\
Ребенок 3–4 лет
|
Знает
|
Умеет
|
1. О некоторых физических и эмоциональных состояниях человека (своих, сверстника и взрослого).
2. Процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения и атрибуты и основные действия, сопровождающие эти процессы.
3. О предметном мире и назначении предметов, правила их безопасного использования.
4. Об элементарных двигательных упражнениях.
5. О способах конструктивного и безопасного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в определенных условиях (игры, труда, бытовой деятельности).
6. Как позвать взрослого на помощь в соответствующих ситуациях
|
1. Выражать свои потребности и интересы в речи.
2. Правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого.
3. Элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком.
4. Оказывать элементарную помощь в организации процесса питания.
5. Правильно есть без помощи взрослого.
6. Одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям.
7. Ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.
8. Переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.
9. В опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого
|
Содержание валеологической культуры ребенка
среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Дошкольник с удовольствием выполняет простейшие гигиенические и двигательные действия, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.
Знания и умения, свойственные для детей этого возраста, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Ребенок 4–5 лет
|
Знает
|
Умеет
|
1. О человеке (себе, сверстнике и взрослом), внешнем виде, половых различиях, ярких эмоциональных состояниях, добрых поступках людей, семье, родственных отношениях, об особенностях своего здоровья.
2. Правила культурного поведения в обществе.
3. Алгоритм процессов умывания, одевания, купания, еды, атрибуты и основные действия, сопровождающие эти процессы.
4. Доступный ему предметный мир, назначение предметов, правила их безопасного использования в жизни и бережного отношения к ним.
5. Элементарные двигательные упражнения.
6. Разные способы конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в определенных условиях (игры, труда, бытовой деятельности), правила элементарной помощи.
7. Безопасные и опасные ситуации, а также то, как себя вести в случае их возникновения.
8. Как позвать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах
|
1. Элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.
2. Культурно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
3. Самостоятельно, правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям.
4. Самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом.
5. Самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям.
6. Элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя самостоятельность.
7. Самостоятельно выполнять простейшие физические упражнения, участвовать в подвижных играх.
8. Разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья.
9. Выражать симпатию и проявлять сочувствие к сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь.
10. Самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.
11. Предупредить, избежать опасные для здоровья ситуации.
12. В опасных ситуациях обратиться за помощью взрослого, привлечь его внимание.
13. Выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах
|
Содержание валеологической культуры ребенка
старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Прежде всего это ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру; ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.).
Ребенок старшего дошкольного возраста имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его (знания и умения, характерные для этого возраста, представлены в табл. 3).
Таблица 3
Ребенок 5–7 лет
|
Знает
|
Умеет
|
1. О внешних и некоторых внутренних особенностях строения человека.
2. О правилах здоровья: соблюдение режима дня, регулярное питание, сон, ежедневные прогулки, развитие культурно-гигиенических умений и навыков, навыков самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней.
3. О поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.
4. О безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе.
5. О полезных и вредных привычках.
6. О поведении заболевающего и болеющего человека.
7. Как себя вести при встрече с незнакомым животным, в случае его атаки.
|
1. Самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
2. Обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (например, умеет самостоятельно вымыть руки, умыться, почистить зубы, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы и т.д.).
3. Определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих, умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган.
4. Различить полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их.
5. Соблюдать культуру приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.).
6. Выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.
7. Выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, умеет делать зарядку и ободряющую гимнастику.
8. Выполнять правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы.
9. Пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницами, иголками и пр. (под присмотром взрослого).
10. Пользоваться бытовыми электроприборами (магнитофоном, телевизором, компьютером, пылесосом, утюгом и др.) под присмотром или с помощью взрослого.
11. Обратиться за помощью к взрослому при использовании пожароопасных предметов.
12. Одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.
13. Правильно одеваться на прогулки и в походы в лес.
14. Различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу.
15. Проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными.
16. Соблюдать правила дорожного движения.
17. Вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки.
18. Правильно вести себя на воде и на солнце.
19. Организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения.
20. Выбирать стратегию поведения с позиции сохранения здоровья и жизни.
21. Позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому.
22. Вести себя сдержанно и спокойно.
23. Слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции.
24. Объяснить, где он живет, как зовут родителей и как с ними связаться (знает адрес и телефон).
25. Элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице.
26. Наблюдать за своим поведением и поведением других людей.
27. Сочувствовать, сопереживать, поддержать, может пожалеть, успокоить.
28. Принимать помощь и сочувствие.
29. Объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий).
30. Оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
31. Разрешать конфликты между детьми (старается не провоцировать их сам).
32. Помогать детям разобраться в причинах обиды, старается разобраться сам в причинах собственных обид.
33. Пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой.
34. Привлечь внимание взрослого к сложной ситуации, позвать на помощь
|
Таким образом, определив условия и содержание в воспитании валеологически культурного, а значит здорового, ребенка, мы можем определить направления диагностики.
Сущность понятия валеологической культуры, или культуры здоровья, ребенка дошкольного возраста.
Под валеологической культурой, или культурой здоровья, дошкольника мы понимаем совокупность знаний и представлений о здоровье, умений поддерживать и сохранять его и бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
В результате анализа литературы, программных требований к валеологической культуре у детей дошкольного возраста мы определили ее содержательные характеристики.
Ребенок дошкольного возраста:
1. Имеет знания и представления о том, что такое здоровье и каковы способы его поддержания, укрепления и сохранения: знает основные части тела, поведение здорового и больного человека; способы укрепления и сохранения здоровья; вредные и полезные привычки; безопасное поведение в быту, обществе, природе, на улице; как оказать помощь в опасных для жизни ситуациях.
2. Умеет решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:
– определяет состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
– выбирает стратегию поведения с позиции сохранения здоровья и жизни человека;
– владеет навыками оказания элементарной помощи себе и другому;
– умеет оказать элементарную психологическую помощь другому ребенку и взрослому (умеет пожалеть, отвлечь, развеселить);
– соблюдает правила безопасного и бесконфликтного поведения;
– владеет культурно-гигиеническими навыками.
3. Обладает позитивным отношением к необходимости сохранять и поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих:
– проявляет желание и интерес к знаниям о здоровье и способах его сохранения и поддержания;
– готов выполнять правила безопасного поведения и сохранения здоровья.
Теоретический анализ позволил определить основные условия воспитания валеологической культуры у детей дошкольного возраста. Важным условием в организации работы с детьми является гуманистический подход, так как именно его реализация позволяет сформировать психически и физически здорового ребенка. Для этого необходима организация очеловеченной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и т.д.) как продукта активности детей и взрослых. Становление валеологической культуры человека обусловлено процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким аспектом педагогических средств и приемов, т.е. формирование валеологической культуры возможно при условии специально организованного валеологического воспитания.
Значимым условием является организация воспитания валеологической культуры с позиции деятельностного подхода и его принципов (Р.И. Айзман): организация личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды; обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни; организация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья; актуализация индивидуальных потребностей личности на основе знаний собственных возможностей и особенностей здоровья; оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей и педагогов.
Валеологическое воспитание – это процесс, целью которого является формирование личности, соответствующей определенным требованиям. Эти требования определяются уровнем развития общества, системой ценностей, образом жизни, общественными отношениями и способом производства.
Основными направлениями являются: воспитание физической культуры у растущего человека; воспитание навыков и потребностей здорового стиля жизни; освоение и практическое использование оздоровительных систем в повседневной жизни индивида.
Одним из необходимых условий является повышение валеологической компетентности педагогов образовательных учреждений и родителей, т.е. создание здорового социума, в котором растет и развивается ребенок.
|