Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [7]

Поиск

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МБДОУ ДС № 25 пгт. Сибирцево


Понедельник, 20.05.2024, 02:04
Главная » Статьи » Мои статьи

Программные требования к формированию валеологической культуры у детей дошкольного возраста

Содержание валеологической культуры ребенка

младшего дошкольного возраста (3–4 года)

 

Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие гигиенические и двигательные действия, радостно и доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, с интересом изучает себя, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, сложенная аккуратно одежда и т.д.). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие.

К этому возрасту ребенок обладает определенными валео­логическими знаниями и умениями (см. табл. 1).

 

Таблица 1

\

Ребенок 3–4 лет

Знает

Умеет

1. О некоторых физических и эмо­циональных состояниях чело­века (своих, сверстника и взрослого).

2. Процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки поме­щения и атрибуты и основные действия, со­провождающие эти процессы.

3. О предметном мире и назначении предметов, правила их безо­пасного использования.

4. Об элементарных двигательных упражнениях.

5. О способах конструктивного и безопасного взаимодействия со свер­стниками и взрослыми в определен­ных условиях (игры, труда, бы­товой деятельности).

6. Как позвать взрослого на по­мощь в соответствующих ситуациях

 

 

1. Выражать свои потребности и интересы в речи.

2. Правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незна­чительном участии взрослого.

3. Элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться но­совым платком.

4. Оказывать элементарную по­мощь в организации процесса пи­тания.

5. Правильно есть без помощи взрослого.

6. Одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям.

7. Ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.

8. Переносить в игру правила здо­ровьесберегающего и безопас­ного по­ведения при участии взрослого.

9. В опасных, сложных ситуа­циях позвать на помощь взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание валеологической культуры ребенка

среднего дошкольного возраста (4–5 лет)

 

Поведение ребенка данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Дошкольник с удовольствием выполняет простейшие гигиенические и двига­тельные действия, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.

Знания и умения, свойственные для детей этого возраста, представлены в табл. 2.

Таблица 2

 

Ребенок 4–5 лет

Знает

Умеет

1. О человеке (себе, сверстнике и взрослом), внешнем виде, половых различиях, ярких эмоциональных состояниях, добрых поступках лю­дей, семье, родственных отно­шениях, об особенностях своего здоровья.

2. Правила культурного поведе­ния в обществе.

3. Алгоритм процессов умыва­ния, одевания, купания, еды, атри­буты и основные действия, сопро­вождающие эти процессы.

4. Доступный ему предметный мир, назначение предметов, прави­ла их безопасного использо­вания в жиз­ни и бережного отношения к ним.

5. Элементарные двигательные упражнения.

6. Разные способы конструк­тивного взаимодействия со сверст­никами и взрослыми в опре­де­ленных условиях (игры, труда, бы­товой деятельности), правила эле­ментарной помощи.

7. Безопасные и опасные ситу­ации, а также то, как себя вести в случае их возникновения.

8. Как позвать взрослого на помощь в соответствующих обсто­ятельствах

1. Элементарно охарактеризо­вать свое самочувствие, привлечь вни­мание взрослого в случае неважного самочувствия, недомо­гания.

2. Культурно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

3. Самостоятельно, правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осущест­влении этих процессов сверст­никам, младшим детям.

4. Самостоятельно есть, соблю­дая культуру поведения за столом.

5. Самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям.

6. Элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, про­являя самостоятельность.

7. Самостоятельно выполнять простейшие физические упраж­не­ния, участвовать в подвижных играх.

8. Разрешать проблемные игро­вые ситуации, связанные с охра­ной здоровья.

9. Выражать симпатию и про­являть сочувствие к сверстни­кам, оказывать элементарную поддерж­ку и помощь.

10. Самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегаю­щего и безопасного поведения.

11. Предупредить, избежать опасные для здоровья ситуации.

12. В опасных ситуациях обра­титься за помощью взрослого, привлечь его внимание.

13. Выполнять инструкции взрос­лого в определенных обстоя­тельствах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание валеологической культуры ребенка

старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

 

Прежде всего это ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру; ребенок, осознающий и разделяющий нрав­ственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.).

Ребенок старшего дошкольного возраста имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его (знания и умения, характерные для этого возраста, представлены в табл. 3).

 

Таблица 3

 

Ребенок 5–7 лет

Знает

Умеет

1. О внешних и некоторых внутренних особенностях строения человека.

2. О правилах здоровья: соблю­дение режима дня, регулярное питание, сон, ежедневные прогулки, развитие культурно-гигиенических умений и навыков, навыков само­обслуживания, занятия физ­культурой и профилактика болезней.

3. О поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.

4. О безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе.

5. О полезных и вредных при­вычках.

6. О поведении заболевающего и болеющего человека.

7. Как себя вести при встрече с незнакомым животным, в случае его атаки.

 

1. Самостоятельно решать зада­чи здорового образа жизни и безо­пасного поведения.

2. Обслужить себя и владеет полезными привычками, элемен­тарными навыками личной гиги­ены (например, умеет самосто­ятельно вымыть руки, умыться, почистить зубы, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы и т.д.).

3. Определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружа­ющих, умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган.

4. Различить полезные и вред­ные для здоровья продукты пита­ния, разумно употреблять их.

5. Соблюдать культуру приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, ис­пользует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.).

6. Выполнять дыхательную гим­настику и гимнастику для глаз.

7. Выполнять физические упра­жнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный ап­парат, умеет делать зарядку и ободряющую гимнастику.

8. Выполнять правила безопас­ного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы.

9. Пользоваться опасными бы­товыми предметами: ножница­ми, иголками и пр. (под при­смотром взрослого).

10. Пользоваться бытовыми элек­троприборами (магнитофо­ном, те­левизором, компьютером, пыле­сосом, утюгом и др.) под прис­мотром или с помощью взрослого.

11. Обратиться за помощью к взрослому при использовании по­жароопасных предметов.

12. Одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

13. Правильно одеваться на прогулки и в походы в лес.

14. Различать съедобные и ядо­витые грибы, ягоды, травы, пра­вильно вести себя в лесу.

15. Проявлять осторожность при общении с незнакомыми живот­ными.

16. Соблюдать правила дорож­ного движения.

17. Вести себя в транспорте в соответствии с правилами пере­возки.

18. Правильно вести себя на воде и на солнце.

19. Организовать совместную деятельность с детьми в детс­ком саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения.

20. Выбирать стратегию поведе­ния с позиции сохранения здо­ровья и жизни.

21. Позвать на помощь, обра­титься за помощью к взрослому.

22. Вести себя сдер­жанно и спокойно.

23. Слушаться указаний взрос­лого, выполнять инструкции.

24. Объяснить, где он живет, как зовут родителей и как с ними связаться (знает адрес и телефон).

25. Элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым че­ловеком на улице.

26. Наблюдать за своим пове­дением и поведением других людей.

27. Сочувствовать, сопережи­вать, поддержать, может пожа­леть, успо­коить.

28. Принимать помощь и со­чувствие.

29. Объяснить ребенку или взрос­лому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм дей­ствий).

 

30. Оказать элементарную по­мощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрос­лому за помощью).

31. Разрешать конфликты между детьми (старается не провоциро­вать их сам).

32. Помогать детям разобраться в причинах обиды, старается разобраться сам в причинах собственных обид.

33. Пожалеть расстроенного ре­бенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой.

34. Привлечь внимание взрос­лого к сложной ситуации, позвать на помощь

 

Таким образом, определив условия и содержание в воспитании валеологически культурного, а значит здорового, ребенка, мы можем определить направления диагностики.

 

Сущность понятия валеологической культуры, или культуры здоровья, ребенка дошкольного возраста.

Под валеологической культурой, или культурой здоровья, дошкольника мы понимаем совокупность знаний и представлений о здоровье, умений поддерживать и сохранять его и бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

В результате анализа литературы, программных требований к валеологической культуре у детей дошкольного возраста мы определили ее содержательные характеристики.

Ребенок дошкольного возраста:

1. Имеет знания и представления о том, что такое здоровье и каковы способы его поддержания, укрепления и сохранения: знает основные части тела, поведение здорового и больного человека; способы укрепления и сохранения здоровья; вредные и полезные привычки; безопасное поведение в быту, обществе, природе, на улице; как оказать помощь в опасных для жизни ситуациях.

2. Умеет решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:

– определяет состояние своего здоровья и здоровья окружающих;

– выбирает стратегию поведения с позиции сохранения здоровья и жизни человека;

– владеет навыками оказания элементарной помощи себе и другому;

– умеет оказать элементарную психологическую помощь дру­гому ребенку и взрослому (умеет пожалеть, отвлечь, развеселить);

– соблюдает правила безопасного и бесконфликтного поведения;

– владеет культурно-гигиеническими навыками.

3. Обладает позитивным отношением к необходимости сохранять и поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих:

– проявляет желание и интерес к знаниям о здоровье и способах его сохранения и поддержания;

– готов выполнять правила безопасного поведения и сохранения здоровья.

Теоретический анализ позволил определить основные условия воспитания валеологической культуры у детей дошкольного возраста. Важным условием в орга­низации работы с детьми является гуманисти­ческий подход, так как именно его реализация позволяет сформировать психически и физически здорового ребенка. Для этого необходима организация очело­веченной среды (гуманистические отношения, обще­ние, творческая деятельность, психологический климат и т.д.) как продукта актив­ности детей и взрослых. Становление валеологи­ческой культуры человека обусловлено процессом воспитания, педа­гогическим вза­имодействием взрослого с ребенком, широким аспек­том педаго­гических средств и приемов, т.е. формирование валеоло­гической культуры возможно при условии специально организо­ванного валеологического воспитания.

Значимым условием является организация воспитания валео­логической культуры с позиции деятельностного подхода и его принципов (Р.И. Айзман): организация личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, социальной и экологической среды; обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и само­коррекции психосоматического статуса организма на всех этапах жизни; организация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья; актуализация индивидуальных потребностей личности на основе знаний собственных возможностей и особен­ностей здоровья; оптимизация социально-гигиенических усло­вий жизнедеятельности детей и педагогов.

Валеологическое воспитание – это процесс, целью которого является формирование личности, соответствующей определенным требованиям. Эти требования определяются уровнем развития общества, системой ценностей, образом жизни, общественными отношениями и способом производства.

Основными направлениями являются: воспитание физической культуры у растущего человека; воспитание навыков и потребностей здорового стиля жизни; освоение и практическое использование оздоровительных систем в повседневной жизни индивида.

Одним из необходимых условий является повышение валео­логической компетентности педагогов образовательных учреждений и родителей, т.е. создание здорового социума, в котором растет и развивается ребенок.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Антонина1609 (11.04.2018)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024