Доступная среда в ДОУ
Работа с детьми — инвалидами и детьми с ОВЗ
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)
Условия для инвалидов и детей с ОВЗ
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Здания детского сада не предусматривают наличие подъемников, пандусов, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание имеет 1 вход с достаточной шириной дверных проемов для доступа инвалидов-колясочников на 1 этаж здания. Детский сад обеспечивает наличие работника организации, на которого при необходимости возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении услуг, а также сопровождение инвалида по территории объекта работником организации.
О создании специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Групповые помещения приспособлены для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников. Для инвалидов-колясочников созданы частичные условия доступа в помещения детского сада. В ДОУ специально оборудованные кабинеты и отсутствуют специальные технические средства коллективного и индивидуального обучения для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, за исключением детей с нарушениями речи. Для детей с нарушениями речи оборудован логопедический кабинет, оснащенный аппаратом "БОС-логопедический" и интерактивным логопедическим столом. Воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды не имеют доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям и , соответственно к электронным образовательным ресурсам. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по общему меню в групповых помещениях. Специального оборудования и специальных условий для организации питания нет. Специальных условий охраны здоровья нет.
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
— законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
— обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
— внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
— внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
В детском саду разработана адаптированная образовательная программа, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в нашем ДОУ это дети с речевыми нарушениями).
В рамках логопедического пункта ведется работа с детьми с ОВЗ (нарушения речи). Статус ОВЗ устанавливается по заключению районной ПМПК. За год через логопункт проходит от 27 до 45 человек, в зависимости от результатов работы. Все дети с ОВЗ посещают общеобразовательные группы, в которых для них созданы специальные условия для получения образования. Специальные образовательные условия – это адаптированная образовательная программа , методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Для детей-инвалидов (при наличии) создание специальных условий и реализация АОП проводится в соответствии с перечнем мероприятий, назначенных в ИПРА ребенка-инвалида.
Адаптированная образовательная программа МБДОУ ДС № 25
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
- Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- Составляет индивидуальные планы развития;
- Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- Организует взаимодействие педагогов;
- Оказывает методическую во помощь воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- Проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Медицинский персонал:
- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм
В течение года в ДОУ проводятся:
1) для воспитанников младших групп занятия на развитие мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
2) для воспитанников средних групп развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
3) для воспитанников старших групп развивающие игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
4) для детей подготовительных к школе групп развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану.
Условия для посещения ДОУ инвалидами по зрению и инвалидами-колясочниками созданы частично.
Создание условий для детей с нарушениями речи: реализация АОП, проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, консультирование семьи.
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Паспорт дорожной безопасности
|